
Чем ты занимаешься? Простой вопрос, который мы слышим от новых знакомых с завидной регулярностью. Я – менеджер по продажам. Я преподаю вокал. Я занимаюсь консалтингом в сфере ядерной медицины. Кажется, какие сложности это может вызвать, верно? А я, на самом деле, всегда не знаю, что на это отвечать. Психолог? Психотерапевт? Психоаналитик? Давайте по порядку.
Итак, базовое образование – психологическое. Значит, ты – психолог. Верно? Да, бесспорно. Но любой, кто учился на факультете психологии, знает, что после его окончания навыков реальной работы с людьми у тебя, фактически, нет. Есть некое представление об идеальном процессе (должно быть так, так и так), с такими же идеальными нарциссами, невротиками и так далее. А тут, бах: оказывается, никакого идеального невротика в мире в принципе не существует, как и правильного процесса оказания помощи. Все это – теоретическая модель. Конструкт. Не более.
Я знаю людей, которые, получив диплом психолога, проводят консультации, но, на мой взгляд, ничего общего с психотерапевтическим процессом это не имеет. Кажется, все то же самое: человек приходит, садится в кресло напротив, рассказывает что-то о себе. В чем разница?
Любая немедицинская психотерапия, вне зависимости от школы, построена на трех основных вещах: сам процесс, личность клиента и личность терапевта. Основным отличием человека, который прошел или проходит дополнительный психотерапевтический тренинг, является наличие его собственной терапии как клиента. Ни в одно психологическое образование не входит процесс проработки личности самого психолога. Да, ты получаешь теоретическую базу, представление о методах работы, и это очень важно. Но так или иначе, любой специалист – человек. Со своими трудностями, которые влияют на процесс. Можете считать это человеческим фактором, который в случае, если его оставить без контроля, может натворить бед.
Как это может выглядеть? Представьте себе, приходит человек на прием и рассказывает специалисту Х о том, что у него, например, тяжело заболел любимый питомец. И, так совпадает, что совсем недавно у самого Х после долгой болезни скончался пес, который был для него верным другом. Сможет ли он абстрагироваться от собственных переживаний и погрузиться в опыт клиента, который резонирует с его собственным? Как раз в такие моменты на помощь приходит своя, личная терапия.
Специалист, который имеет достаточно прокачанную функцию анализа себя, в этот момент сразу отщелкивает: здесь есть мое. И максимально старается фильтровать, что в его реакциях может быть про клиента и откликами на его слова, а что – его собственные, личные переживания. Это помогает элементарно не нагрузить человека в ответ своими тревогами.
Вот и получается, что, вроде как, сказать «психолог» – упустить очень важные моменты, описывающие сам процесс и базу твоих знаний и умений.
Окей, раз мы говорим о психотерапевтическом процессе, почему бы просто не ответить, что ты – психотерапевт? И ты тут же попадаешь в другую ловушку, довольно формальную: психотерапевт в России – специалист с медицинским образованием. И такого понятия как немедицинская психотерапия в законодательстве РФ в принципе не существует. Да и, когда говоришь это новому знакомому, чаще всего во взгляде его читается что-то вроде: «Это типа мозгоправ?».
Ну и еще один вариант: психоаналитик. Для большинства это вообще зверь, которого непонятно с чем есть. Тут же возникает образ умного дядечки в очках и с бородой, задающего лежащему на кушетке человеку вопросы о его детстве и выдвигающего хитроумные гипотезы относительно связи его проблем в отношениях с наказаниями матери за неприличные игры с девочками в детском саду. И дальше, вы представляете, да? Перед глазами я: 25-ти летняя девушка в кедах и кожанке, которая занимается абсолютно не тем, что было описано выше.
Пока я писала все это, подумалось, что, представляете, более 600 слов понадобилось только на то, чтобы описать исключительно техническую сторону вопроса и даже не подобраться к сути того, чем же я вообще занимаюсь-то тут!
Философский и сложный вопрос, который, собственно, и побудил начать писать обо всем этом. И, думаю, не одна статья нужна на то, чтобы попытаться это понять.
Но, пока писала, придумала, что буду говорить людям, задающим мне этот вопрос.
Буду нарекать себя чем-то вроде «психоаналитик версия 2.0».
Полина Черкас – психоаналитический психотерапевт, специалист Центра Психотерапии и Психоанализа Тимошкиной А.А.