Деятельность Центра Психотерапии и Психоанализа регламентируется Кодексом Этики и Профессиональной Практики ЕАРПП (Европейской Ассоциации Развития Психоанализа и Психотерапии).
Этический кодекс служит двум задачам:
- определить общие ценности и принципы и установить стандарты профессионального поведения для психоаналитических психотерапевтов и психоаналитических тренинговых институтов
- информировать и защищать интересы клиента.
Психоаналитические психотерапевты несут ответственность за соблюдение принципов, изложенных в Кодексе, и используют этот Кодекс как основание для своей практики.
Кодекс определяет профессиональные стандарты и общие принципы поведения специалистов и кандидатов в специалисты в отношении клиентов, коллег, общества и психотерапии. Аналитические отношения между клиентом и терапевтом начинаются при их первом взаимодействии, продолжаются на протяжении всего периода терапии и сохраняются после ее завершения – в постаналитической фазе. Кодекс психоаналитической этики определяет взаимодействие между клиентом и психотерапевтом на протяжении всего периода терапии и трех лет по ее окончании.
Центр Психотерапии и Психоанализа гарантирует, что все практикующие специалисты имеют высокий уровень профессиональной подготовки, обладают личностной стабильностью и этической надежностью.
Центр осуществляет профессиональную подготовку и обеспечивает рост профессиональной компетенции молодых специалистов (психотерапевтов и психоаналитиков) в процессе их обучения (организует семинары, лекции, групповые и индивидуальные супервизии клинических случаев).
Качество групповой работы гарантируется подтвержденным международным квалификационным уровнем групп-аналитиков. Ведущие групп практического опыта (групповой психоанализ) имеют сертификационный статус "групп-аналитик и супервизор" в IAGP (Международная Ассоциация групповой психотерапии и групповых процессов).
О правилах групповой работы для участников см.на стр.Условия участия в группе.
Психотерапевтический контракт
Первичный контракт включает соглашение о длительности и частоте сессий, их стоимости и способе оплаты, времени и месте их проведения. Другие пункты контракта обсуждаются по мере необходимости в процессе терапии: например, условия отмены сессий, оплаты пропусков и т.д.
Пациент не может подвергаться терапии против его воли или без его согласия. Это правило распространяется и на детей, для терапии которых требуется также согласие родителей или официальных опекунов. Однако, несмотря на эти особые функции взрослых, психотерапевт, как правило, заключает отдельный договор с ребенком. Права ребенка не могут быть нарушены односторонним соглашением с его родителями.
В зависимости от вида и модальности психологической помощи, условия взаимодействия терапевта и клиента могут иметь свои особенности, но всегда обязательным и для психолога, и для психотерапевта, и для психоаналитика остается соблюдение общечеловеческих моральных и нравственных ценностей.
В работе с клиентом соблюдаются следующие стандарты и этические нормы:
- Профессиональная компетентность. В качестве психолога, психотерапевта, психоаналитика выступает лицо, имеющее специальное психологическое образование, подтвержденное государственным дипломом и прошедшее курс профессиональной специализации. Психотерапевт должен оказывать только профессионально компетентную помощь и осознавать пределы собственной компетентности. Постоянная самопроверка и рефлексия психотерапевта, а также обращение за супервизией и консультациями к коллегам обеспечивают надежные условия, как для пациента, так и для самого психотерапевта.
- Принцип конфиденциальности. Договоренность о соблюдении конфиденциальности бессрочна. Материал, полученный психологом в процессе его работы на основе доверительных отношений с клиентом, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий.
- Правило сотрудничества психолога и клиента. Психолог обязан уведомить клиента о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных клиентом вопросов, о пределе своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить клиенту о принципах и правилах психологической деятельности и руководствоваться ими при использовании методов и материалов психологического характера.
- Принцип информированного согласия требует, чтобы психолог и клиент были извещены об этических принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие.
- Социальная ответственность. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом, в котором он работает и живет.
- Честность. Осознавая сложности человеческого общения и терапевтических отношений, психотерапевт должен взаимодействовать с пациентами и их семьями (в случае, когда пациентом является ребенок или подросток), студентами и коллегами честно и достаточно открыто.
- Этическая и юридическая правомочность. Психолог действует в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом.
- Профессиональная кооперация. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.
- Принцип ненанесения ущерба клиенту требует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили клиенту вреда его здоровью, состоянию, или социальному положению.
- Запрет на эксплуатацию клиента.
- Беспристрастность психолога.
- Запрет на деловые, личные и интимные отношения с клиентом.
- Запрет на терапию с друзьями и родственниками терапевта.
- Правило взаимоуважения и отсутствие дискриминации.
- Правило безопасности методик, применяемых для клиента.
- Правило адекватности методик, применяемых психологом к конкретному клиенту и его случаю.
- Психоаналитически ориентированный специалист никогда не прибегает к сочетанию аналитической психотерапии и психофамакотерапии, не выписывает рецептов, не устанавливает психиатрических диагнозов, не осуществляет экспертизу вменяемости клиента, не принимает решений о необходимости принудительного лечения и т.д. В ситуациях, выходящих за рамки его компетенции, психотерапевт считает своим профессиональным и нравственным долгом обратиться к коллегам из смежных областей.
- Правило научности результатов исследования психолога. Психологу следует способствовать развитию научных и клинических знаний и повышению образовательного уровня студентов и коллег.